Редко фотографируемый и редко интервьюируемый американский мастер и фотограф-портретист умер (1917-2009) в возрасте 92 лет. Питер Сильверстоун (Peter Silverton) описывает его невероятную карьеру.

Ирвин Пенн родился в 1917 году в городе Плейнфилд, штат Нью-Джерси – маленьком загородном селе вдоль Хадсона до Манхеттена, который был также домом для Джефа Берри (Jeff Barry) (песенника, автора Da Doo Ron Ron), Джоржа Клинтона (George Clinton) (фанкатера, автора One Nation Under A Groove) и младшего брата Артура (режиссера, Bonnie and Clyde). Все эти люди каждый по-своему оставили след в нашем мире.
Пенн сформировал видение этого мира для нас. И он сделал не только больше, чем другие ныне живущие фотографы, а намного больше всех когда-либо существовавших визуальных авторов вместе взятых. Его снимки раскрывают нам то, что всегда было перед нашими глазами, но оставалось не увиденным, незамеченным, не воспринятым. В 1991 году газета The New York Times описала его как «одного из самых сложных и интригующих художников второй половины этого столетия».

Но Пенн пришел в фотографию после того, как попробовал и отверг живопись и законы искусства. Он посещал Филадельфийскую школу-музей индустриального искусства, где его куратором был Алексей Бродович, сторонник Баухауза, русский иммигрант, который также обучал Дайан Арбус (Diane Arbus) и Гарри Виногранд (Winogrand).
Его самый первый профессиональный снимок стал первой цветной обложкой журнала Vogue. Его наняли в 1943 году в качестве ассистента Александра Либермана (Alexander Liberman), в то время ставшего художественным руководителем этого журнала. Работа последнего заключалась в том, чтобы представлять обложки для журнала. Но его идеи не приветствовались, поэтому Либерманн нанял Пенна для фотосъемок.

Через почти семь десятилетий он делал очень смелые, технически и психологически сложные фотоснимки как минимум в пяти жанрах: мода, обыденная жизнь, портреты, этнография и ню. Кроме этого, он выполнял фотосъемки для автомобилей Issey Miyake, Clinique и Plymouth. Миаке сказал: «Пенн показывает мне то, что я делаю.»

На первом месте мода. Когда мы думаем о поствоенном времени, Манхеттене и Битлз, это лучше всего делать через призму линз Пенна, или, вернее, через призму его глаз и мозга. Острые, дерзкие, сексуальные женщины в больших шляпах, зачастую со стаканом мартини в руках. Современный город славного монохрома, освещенный и обнажающий неисчислимые детали и глубины.
Наряду с Ричардом Аведоном (Richard Avedon) Пенн привнес новую жизнь, эмоции и смысл в модную фотографию. В его снимках полу спрятана любовная история. Моделью часто является Лиза Фонсагривс (Lisa Fonssagrives) – его жена, а также бывшая жена другого изобретательного и критического последователя школы фотографии Бродовича – Фернанда Фонсагривса (Fernand Fonssagrives).
Пока Аведон снимал на улицах, Пенн создал свой мир в студии, хотя это значило, что ему придется перевозить всю его студию по всему свету. Его портретные снимки, снятые крупным планом, оставили нам память о целом поколении художников и интеллектуалов. Пикассо, Коллет, Френсис Бекон, Майлс Дэвис – когда мы их представляем, зачастую в голове у нас всплывают образы, запечатленные на снимках Пенна. Его подход и техника не отличалась существенно, снимал ли он новогвинейца в грязи, сельского жителя Анд или Трумана Капоте (Truman Capote).
Демократичный, любознательный и точный – это был Пенн


Его фото потребительских товаров длительного пользования и скоропортящихся продуктов величественно привлекали внимание. Он обладал даром и воображением снимать смешные фото замороженной рыбы и глубокие раздумья с сигаретными окурками.

Люсьен Фрод (Lucien Freud) говорит, что фотографии ню Пенна, которые появились только с 1950 года и снимались до 2002 года, когда они были выставлены в Нью-Йоркском музее искусств Метрополитан, одновременно абстрактны, внешне очаровательны с композицией и глубиной восприятия плоти и капризов желания.

Пенн был техническим экспертом, коварным и творчески оригинальным. Его ранние работы перепечатывались и выцветали. С начала 1964 года он представил мир платиновой печати. Совершенно матовые, совершенно черные они практически бессмертны. Благодаря ему, они являются самым лучшим способом печати фотографий для музеев.
Его распечатка обнаженной Кейт Мосс (Kate Moss) была продана за $97,000 (£60,000). (Онлайн фанаты Кейт проголосовали за Пенна, назвав его самым лучшим фотографом их объекта обожания, дав ему 48% против 30%, данных Альберту Ватсону (Albert Watson).
Редко фотографируемый и интервьюируемый Пенн вел преимущественно домашний образ жизни. В 1989 году он сказал The Washington Post следующее: «Я мелкий сельский житель: я сажусь в поезд ночью и еду домой в пригород, встаю в 5 утра и готовлю завтрак для жены и возвращаюсь на поезд. Большую часть своей жизни я провел с женой и семьей.» Его жена умерла через три года после этого. Но он до своей смерти, 7 октября, в возрасте 92 лет, продолжал жить в Нью Джерси и делать исключительные снимки.
Ирвин Пенн был одним из великих фотографов двадцатого века, известным своими захватывающими снимками и мастерской гравюрой. Хотя он более шестидесяти лет считался одним из лучших фотографов журнала Vogue, Пенн был очень замкнутым человеком, избегал всеобщего внимания и продолжал свою работу с тихой и неустанной преданностью. В то время, когда фотография понималась в первую очередь как средство общения, он подошел к ней глазами художника и расширил творческий потенциал медиума как в своей профессиональной, так и в личной работе.
Сайт: https://irvingpenn.org/