Фотооборудование

Поляризационный светофильтр

марик, 14.12.2012, 06:23 – комментариев: 0

Поляризационные фильтры – единственные фильтры, чьи свойства (повышение насыщенности и устранение бликов) не могут быть воспроизведены путем постобработки

Рекомендуйте нас друзьям )

Поляризаторы, устанавливаемые перед объективом камеры, не пропускают солнечные лучи, векторы которых направлены прямо в объектив. Плюс этого в том, что оставшийся свет зачастую более рассеян и насыщен цветом, однако в то же время съемка с поляризатором потребует большей выдержки, так как фильтр ограничивает количество света. Фильтр задерживает определенные лучи в зависимости от угла, на который он повернут; различная сила его эффекта контролируется путем перемещения объектива фотоаппарата относительно потока света.

Использование поляризаторов: позиция солнца и вращение фильтра
Максимальный эффект поляризатор даст, когда линия зрения объектива перпендикулярна лучам солнца.
Представить подобную схему непосредственно на месте съемки Вам поможет следующий способ: направьте Ваш указательный палец на Солнце и выпрямите большой. Куда бы Вы ни повернули руку, большой палец укажет, где поляризатор даст наибольший эффект.
Однако то, что фильтр будет наиболее эффективным в перпендикулярном солнцу направлении, отнюдь не дает нам возможности понять, какая область фотографии получит наибольший видимый эффект. Кроме того, его можно менять, вращая фильтр вокруг его оси. Прочувствовать непосредственное влияние поляризатора на снимок Вы можете, меняя угол наклона фильтра и наблюдая за результатом в видоискатель или на экране камеры. В помощь Вам будет и справка об особенностях этого процесса ниже.

Примечание относительно вращения фильтра
Рассмотрим несколько крайних случаев. Допустим, Вы, как в примерах выше, расположили объектив с Вашим фильтром перпендикулярно направлению солнечных лучей и получили наиболее выраженный поляризационный эффект из всех возможных.
Стоит Вам лишь незначительно наклонить фильтр (градусов на 10-20°), он будет задерживать уже другие лучи солнца, и эффект станет менее видимым. Он будет постепенно убывать по мере дальнейшего вращения фильтра.
Наконец, при повороте фильтра  на полные 90° (то есть к другому пределу) фотография не получит вообще никакого видимого эффекта от поляризатора. Если продолжать вращать фильтр в том же направлении, эффект фильтра начнет постепенно возрастать и приведенный выше цикл повторится.
Из-за того, что эффект поляризационного фильтра строго зависит от угла его наклона, его использование вместе с широкоугольным объективом приведет к неравномерной поляризации изображения, ведь некоторые участки изображения окажутся под солнцем, а некоторые – перпендикулярно к нему. В итоге какая-то часть изображения (не обязательно желательная Вам) будет насыщенна больше, чем другие.

В то же время, удачно произведенное вращение фильтра порой может только придать большую естественность снимку, сделанному широкоугольным объективом. Верный способ получить такой результат – убедится, что наибольший эффект от поляризатора ляжет на угол или край фотографии. Тогда на фотографии появится плавный естественный переход от более насыщенного темного к светлому, характерный, например, небу в сумерках.

Цветовая насыщеннось
Это первая характеристика фильтра, которую Вы, скорее всего, отметите, начав его использование:
Обуславливается она тем, что при устранении самых сильных лучей света остается свет рассеянный, который, в свою очередь, отражаясь от предметов с меньшей интенсивностью, даёт более насыщенные, «сочные» цвета. В итоге на фотографии листва получится ярче, небо – синее, а цветы – красочнее.
Не стоит забывать, что цветонасыщенность на изображении не всегда возрастает равномерно. Ее плавность зависит от отражаемой способности самого объекта и от его расположения относительно солнечного света. Общее правило заключается в том, что с поляризатором наиболее насыщенными окажутся объекты, бросающие больше всего отражений. Съемка с этим фильтром при облачной погоде или в дождь почти бессмысленна, в то время как солнечные дни подходят для нее лучше всего.
Однако используйте свойства поляризационного фильтра в меру: чересчур темное небо в полдень или излишне яркая листва будет выглядеть неестественно на Вашей фотографии.

Поляризационный фильтр фотожурнал в кадре

Отражения, прозрачность и съемка через стекло
Особенно к месту поляризационный фильтр будет, когда необходимо убрать нежелательные отражения и выделить предметы, находящиеся в/под водой или за стеклом. На примере выше показано, как поляризатор дает фотографу возможность свободно компоновать кадр.  
На правой фотографии видно, что фильтр все же не сумел справиться со всеми отражениями. На самом деле задержать все отражения в принципе невозможно, однако поляризационные фильтры действительно способны оставить только самые незначительные из них, если, конечно, луч света не слишком силен.
К сожалению, присутствует и исключение. На металлические поверхности, которые часто и дают самое резкое и нежелательное отражение, поляризатор при съемке не оказывает никакого влияния.
Хорошо сработает фильтр этого вида, если необходимо поглотить отражения на стекле или другом прозрачном барьере. Данное свойство поляризационных фильтров особенно применимо при съемке сквозь витрины магазинов, из окна движущегося поезда или через стекло защитного бокса фотоаппарата. Такое свойство называется «двойное лучепреломление» (birefringement). Его можно наблюдать, если попытаться сделать снимок с фильтром сквозь иллюминатор самолета.

Поляризационный фильтр фотожурнал в кадре

Контрастность и блики
Свойство поляризационных фильтров уменьшать появление прямых отражений на снимке часто приводит к одновременному снижению контраста. Это обстоятельство может облегчить съемку с большим разбросом цветов, уравновесив, например, яркое небо с землей, объекты на которой бросают относительно мало отражений. Таким образом, фотографу, возможно, даже не понадобится градиентный нейтрально-серый фильтр, а динамический диапазон яркостей на снимке будет не так широк.

Однако порой убирать блики и повышать контрастность не требуется.

С другой стороны, во многих других случаях предпочтительней избежать бликов: такая фотография выглядит гораздо лучше. В других ситуациях поляризатор, напротив, повысит контрастность изображения.
В общем, использование поляризатора при съемке облаков и неба почти всегда обусловит повышение контрастности, но если предмет съемки сам по себе бросает много отражений, фильтр, наоборот, только уменьшит контрастность.

Недостатки
Вместе с рядом неоспоримых достоинств поляризаторы обладают следующими недостатками:
•    Требуют увеличения выдержки в 4-8 раз (на 2-3 ступени).
•    Являются одним из самых дорогостоящих видов фильтров.
•    Для достижения максимального эффекта от фильтра камера должна быть установлена строго под определенным углом.
•    На создание композиции также уходит много времени из-за необходимости вращать поляризатор.
•    Просмотр кадра в видоискатель может быть затруднен светофильтром.
•    Использование загрязненного фильтра потенциально ведет к ухудшению качества будущего изображения.
•    Не могут быть использованы при съемке на широких углах или панорам, которые «сшиваются» из нескольких фотографий.
Кроме того, иногда отражения, несмотря на все свои отрицательные свойства, помогают создать художественно-сбалансированный снимок. Два главных примера этому – съемка закатов и радуги*. Используйте поляризатор в любом случае из этих двух – и насыщенный цветом отраженный свет, который и играет там ключевую роль, исчезнет, если Вы попытаетесь добиться от фильтра максимального эффекта.

PS: поляризатор лишь изредка способен насытить цвета и повысить контрастность радуги, затемнив облака на фоне, но для этого необходимо его единственно верное в данной ситуации положение. Обычно чтобы поместить оба конца радуги в кадре используется широкоугольный объектив, который, как мы уже выяснили, несовместим с поляризационным фильтром.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!!!

Комментариев пока нет