Интервью

Наталья Лисовская

Редакция, 25.11.2012, 16:47 – комментариев: 0

Профессиональный фуд-фотограф с НЕИССЯКАЕМОЙ ЭНЕРГИЕЙ, готовый кинуться в бой с поваром за неправильную подачу. известный блогер, готовый к экспериментам в области фуд стайлинга. очень вкусное портфолио с красивой подачей

Рекомендуйте нас друзьям )

http://liskina-nora.ru/ - cайт Натальи Лисовской

http://www.facebook.com/natalia.lisovskaya.7 

 


 Наталья Лисовская food-фотограф фотожурнал в кадре

Как ты окунулась в мир фотографии?
Это был кризисный момент. Я сидела дома и работала на себя. У меня был маленький ребенок и родственники стали говорить : «Что ты делаешь? У тебя нет денег, это все ужасно. Чем ты занимаешься? Через два месяца окажешься на улице». Я хорошенько подумала и собрала волю в кулак. У меня уже были кое-какие навыки –
10 лет я проработала дизайнером полиграфии, и за год повысила планку до фотографа. Я стала искать идеальное место – сочетание того и другого. И я его нашла. Я устроилась в компанию, сеть магазинов. Я для них фотографировала и делала из того, что мы снимали, каталоги на сайты.
Я проработала там три месяца. Мне обещали, что выделят помещение, купят свет, который я закажу. Мне ничего из этого не сделали, и я снимала 3 месяца на широком подоконнике, на свою технику. За эти три месяца мне ни разу не заплатили. Остальные «принцессы» жили нормально т.к. это были чьи-то жены и они могли себе это позволить. Каждая из них приезжала на машине, сидела и красила ногти все утро, приводила себя в порядок, а я в это время бегала с высунутым языком, между своим рабочим подоконником и каким-то складом. Магазины были устроены так: в разные магазины завозился разный ассортимент: в одном лампа синяя, в другом – точно такая же розовая, в третьем – точно такая же белая. И все их надо было отщелкать, чтобы можно было на сайт выставить. И, когда уволившись оттуда и получив зарплату за 3 месяца, я думала пойти искать следующее место работы, без гарантий, что мне там будут платить. А главное, я приходила домой и садилась за халтуру, которую снимала. Собственно на эти средства и жила эти три месяца. В общем, на эти деньги я купила себе новый фотоаппарат – Сanon 30d. С тех пор, я ни разу не пыталась даже устроиться в офис, хотя от отчаяния такие планы были: «Все. Завтра пойду, устроюсь в Макдональдс, там стабильная зарплата и хороший коллектив».

С какого жанра фотосъемки началась твоя профессиональная деятельность фотографа?
Я всегда снимала людей. Долгое время снимала свою дочку, она была идеальной моделью в свои 4-5 лет. Дети старше 5-6 лет становятся не искренними, начинают позировать. Снимала детей друзей, потом начались какие-то случайные вылазки на природу с какими-то барышнями, случайными моделями. Не то что бы это были барышни красивые. Скорее это были интересные люди, с интересной мимикой. Потом пришло несколько заказов по предметке, но это было вообще не связано с едой. С фотобанками я столкнулась, наверное, года через два, и поняла, что фотобанки и творческая фотосъемка – это два совершенно разных направления, и стала искать какие-то сюжеты для фотобанков.

Это были, например, совершенно разные обмотанные цепью игрушечные машины, которые можно было использовать в дизайне, в статьях о гонках, новых правилах ПДД или еще о чем-то. Была еще очень смешная фотография. Я купила шестеренки от ВАЗа. Складывала их по-всякому, не имея представления, как это работает, т.к. далека от механизмов. Я их складывала, пробовала крутить и понимала, как поставить их, что бы все крутилось. Иногда получалась бессмыслица. У меня было две фотографии, которые до сих пор продаются лучше всего. Одна из них – две шестеренки, плотно прилегают друг к другу, но они не крутятся, т.е. это могло означать, что компания не работает, какой-то застой, какие-то трудности. И была фотография, где шестеренки раздвинуты и, соответственно, при попытке все это закрутить, все заработало.

Был период, когда знаний у меня накопились так много, что на livejournal.com я стала выкладывать какие-то статьи, описания, как я к чему-либо пришла, какие были эксперименты, опыты, ошибки и т.д. Иногда это были коротенькие статейки, иногда – большие описания пользования программой с функцией Live View. И в этот момент я сделала подборку самых продаваемых стоковых фото, на которых я заработала первые 200 долларов. Увидев эту фотку с шестеренками, какая-то немыслимая толпа людей начала высмеивать фотографию, где ничего не крутится. Были комментарии такого плана: «Ха, ха! Наконец-то нашелся автор этих фотографий. Я понял, что это девушка и тебе простительно…» Ну и в таком духе. Они считают, что я ничего не понимаю, что я думаю, что это круто – изобразить некий механизм, часть элемента какой-нибудь машины. На эту тему было много споров.

Наталья Лисовская food-фотограф

С 2005 я делала фотосессии с людьми. Портреты, прогулочные сессии, студийные классические и не очень портреты и попытки иногда сделать из этого некий дизайн. Например, пририсовать некоторые элементы, которые передавали бы настроение. Но, работая с фотобанками, я стала замечать, что они сильно ломают мой стиль. Я начала мыслить, как коммерческий фотограф, и в этом не было меня, а были какие-то потребности. Я видела, что лучше покупают. Это были вылизанные глянцевые фотки как у всех. Мне это сильно в какой-то момент не понравилось, и я поняла, что надо куда-то уходить. Стала больше копаться в себе, посещать какие-то мастер-классы, такие, как у Леши Никишина, который снимает черно-белые портреты знаменитостей. И он что-то такое мне сказал, что после его мастер-класса я вышла и подумала: «Все надо завязывать с этой «порнографией»». Это был один из переломных моментов.

Потом пошла череда каких-то событий, которая вывела меня на людей, занимающихся проектом, связанным со съемкой еды. Они хотели сделать фотобанк, где была бы только еда, потому что такового нет. Вернее, у нас есть несколько фотобанков, но то, что там продают, даже хуже чем у обычных домохозяек, которые «фоткают» то, что едят на обед или у гламурных девушек, которые фотографируют свой завтрак, обед и ужин перед тем как его съесть. А в фотобанке это гораздо хуже, и люди это покупают за деньги. Я видела эти фотографии в некоторых журналах.

В общем, меня втянули в этот проект, и в какой-то момент эти ребята меня спросили: «Ты не хочешь стать фуд-фотографом? Ты же снимаешь все: ювелирку, предметы, людей, свадьбы. Зачем тебе так много?» Я подумала, правда ведь, невозможно снимать одинаково хорошо все. Даже заходя на сайт к каким-то фотографам, у которых есть разделы и жанровая съемка (спортивный репортаж и тут же дети, съемка в студии и тут же свадьбы), начинаешь понимать, что в действительности он снимает хорошо что-то одно. Все остальное – это чистый способ заработать, но портфолио ничего собой не представляет. Я поняла, что надо выбирать какое-то одно направление и стала заниматься больше едой. Но сейчас для себя я определяю два направления. Это еда и люди. Причем людей снимаю далеко не всех, а только тех, кто готов быть настоящим. Т.е. не тех, кто приходит и говорит «Хочу быть как Анжелина Джоли, давайте мне стилиста, давайте пойдем, накупим мне платьев, оденем меня, я буду из себя что-то выдавливать». Я такое не снимаю. Я не знаю, как это снимать, что нужно говорить, что надо требовать от стилиста и т.д. Хочется каких-то настоящих эмоций, осознания, что ты что-то правильно спросила у человека и правильно повела себя с ним в студии, так что он тебе открылся – это все видно на снимках.

  

Ты любишь готовить?

 Я очень люблю готовить.

Какое твое любимое блюдо?

Мне сложно назвать одно блюдо. Я скорее могу сказать, что увлекаюсь какими-то блюдами, т.е. я чувствую, допустим, что мне интересно научиться готовить вот это. Я беру несколько рецептов, читаю несколько вариантов, чтобы понять, какие есть рамки, в которых можно экспериментировать. Кстати, заметила интересную вещь: мужчины часто любят готовить по цифрам, т.е. обязательно нужно знать, что этого должно быть 20 грамм, этого – 153 мл и не на миллиграмм больше. А я очень часто делаю на глаз.
Дочка иногда меня спрашивает, почему мы вчера то же самое пробовали и было не вкусно, а когда я что-то там добавила, то получилось вкусно. Я представляю вкус и что получится, если смешать несколько ингредиентов, насколько он измениться от того, если я это пожарю, сварю или запеку. Я как-то знаю все заранее и начинаю готовить. Например, только этим летом научилась готовить борщ. Для меня это было мега событие, я его боялась много лет. Меня знакомые кулинары пугали какими-то статьями о том, что там надо специально что-то делать со свеклой, звать шамана, тащить бубен, читать молитвы, что-то там еще. И если будет не такого цвета, то это будет какой-то другой борщ, тогда его лучше никому не показывать и тем более не кормить родных и близких. Я была прямо в какой-то панике: «Боже мой, я не умею готовить борщ, еще хуже я боюсь сделать это».
В итоге, я взяла себя в руки и подумала, что надо попробовать приготовить борщ. Скачала несколько рецептов, выбрала более-менее для себя приемлемый по времени и приготовила невероятно вкусный борщ. Так этим воодушевилась, что экспериментировала весь июнь и половину июля. Пробовала это делать без картошки и с картошкой, мяса побольше или мяса поменьше, т.е. некий творческий процесс. И так же поступаю с каждым блюдом. Если «вцеплюсь» в какую-нибудь пасту, то пока не перепробую варианты приготовления с томатным соусом, с болоньезе, с креветками или с какими-то сливочными соусами, я, наверное, не успокоюсь. Сложно сказать, что у меня есть какое-то любимое блюдо.

Наталья Лисовская food-фотограф_фотожурнал в кадре

Получается, что все блюда, которые ты фотографируешь, тебе нравятся?
Да, наверное, это так. Все, что я снимаю, должно мне нравиться. Но не все мне приходится по вкусу. Например, когда я снимаю в ресторанах, мне может не понравится не вкус самого блюда, а его вид. Вообще я всеядна. Нет каких-то вещей, которые бы я ненавидела. Не могу сказать, что я не люблю печень или меня тошнит от киселя, или не могу смотреть на манную кашу. Я могу есть все. Просто иногда приносят кошмарно приготовленные блюда. При чудовищной консистенции риса в ризотто, когда он больше похож на кисель, фактура блюда просто не читается. Тогда я иду к повару, скандалю и прошу переделать так, чтобы было видно, что это за еда.

Как ты считаешь, у блюда есть характер?

Я бы определила это не как характер блюда. Я бы сказала, что у каждого человека есть отношения с его едой. Когда тебе приносят блюдо или же ты сам его приготовил, даже в тот момент, когда ты дома решаешь, в какую тарелку выложить это самое блюдо, возникает какой-то период отношений с твоей едой. Так сказать, период ухаживания – конфетно-цветочный. Потом отношения переходят в разряд более близких.
Судя по твоим фотоснимкам, ты любишь еду. Как думаешь, это взаимно?
Думаю да. В какой-то момент я даже поняла, что в магазине еда вступает в некую конкуренцию, чтобы я ее купила и пошла ее снимать. К примеру, когда я выдергиваю из середины какой-то стойки пучок базилика, к этому же пучку иногда цепляется другой. Либо же набираю яблоки, а они начинают сыпаться мне в пакет или под ноги. Постоянно кто-то пытается выскочить навстречу и сказать я, я, возьми меня, я лучше, я фотогеничнее. Так что думаю это взаимность.

 

Как ты думаешь, какими качествами должен обладать фуд-фотограф?
Во-первых, фуд-фотограф должен уметь четко все планировать. Если у тебя в голове нет четкого плана, как ты это будешь делать – это уже будет импровизация. И тогда все будет зависеть от каких-то факторов, тебе не подвластных. В такие моменты сложно прогнозировать результат, и если это какая-то коммерческая работа, ты не сможешь гарантировать качественный результат. Если же ты спланировал все до мелочей, вплоть до того, какой укроп и где ты его купишь, тогда получится вкусно. Даже такие мелочи зависят от того, в каких магазинах ты побывал, что видел. Это поможет понять, как ты можешь использовать тот или иной предмет. Или вдруг выяснится, что не хватает какой-то детали, и ты вспоминаешь, что видел это в таком-то месте и надо туда съездить, что-то забрать и добавить. Нужно все продумать, начиная от построения в голове четкой схемы до самих продуктов, где ты будешь их покупать.
Съемка «под ключ», от начала и до конца, дополняется рецептом. Нужно знать, до какой консистенции готовится блюдо, чтобы оно красиво смотрелось в кадре. Но в то же время блюдо должно быть готово, чтобы оно не смотрелось как рис, просто залитый кипятком, который выглядит, конечно, лучше, чем сваренный. Все должно быть настоящим, а не подделкой. Все до последних штрихов. С едой очень сложно работать, она очень быстро увядает. В некоторых блюдах трудно иногда поддерживать состояние свежести, и ты в какой-то момент должен чем-то жертвовать. Ты либо думаешь сделать идеальный кадр блюда, либо отказываешься от идеального кадра, понимая, что что-то можно доделать в фотошопе. Ты прогнозируешь время и результат съемки. Все это в комплексе определяет фуд-фотографа, насколько он готов к самостоятельной работе в качестве фуд-стилиста, либо же ему нужно работать в команде, либо ему вообще не нужно работать фуд-фотографом.

Наверное, я со времен работы дизайнером считаю, что людям, которые выросли в нашей стране, нужно учиться у Запада. Я просматриваю много зарубежных блогов, знакомлюсь с популярными тенденциями. Очень часто там бывают весьма свежие и невероятные идеи, которые наталкивают меня на какие-то новые эксперименты. Иногда даже просто ради самой цели поэкспериментировать, творить в каком-то, пусть даже закрепившимся за тобой, стиле. Некоторым кажется, что если фотограф снимает вот так и так, то, увидев его фотографии, можно узнать автора. Я думаю, не нужно на этом зацикливаться. Для каких-то коммерческих работ нужно понимать, где и когда ты можешь повторить съемку в том или ином стиле. Но все время в этом жить…. Нужно постоянно учиться.
Я ни разу не смогла почерпнуть вдохновение у наших фуд-фотографов. А у фотографов с Запада есть всегда что-то эдакое…. Я иногда поражаюсь и пугаюсь когда смотрю их работы, настолько это удивительно. Я поражаюсь, как это может возникнуть в голове, почему у наших фотографов этого так мало; откуда они черпают эти свои идеи, эмоции, которые выражают потом в своих работах. Для меня это удивительно, я не понимаю, как этому можно у них научиться. Разве что только вырасти в той стране, либо попасть в те же условия.

Ты вращаешься в среде фуд-фотографов, каково твое мнение о них?
Очень сложно прямо сейчас разговаривать на эту тему, потому что за последние полгода я стала замечать, что мнение мое сильно меняется. Я не знаю под воздействием каких факторов, не пыталась анализировать. Многие рестораторы отходят от фотографического меню и делают текстовые наброски. Мне, например, очень сложно ориентироваться по текстовому меню, когда я прихожу в ресторан не на работу, а поесть. Я очень часто представляю себе тот же самый борщ с пампушками, который вкусно описан теми самыми буквами. И вот я себе нафантазировала, а мне приносят нечто кардинально противоположное, и у меня падает настроение. А если бы я увидела фотографию борща, я бы поняла, стоит его заказывать или нет. Тем не менее, на днях я читала статью, что фотографии, которые снимают для меню, выглядят искусственно, что они представляют собой какой-то вылизанный глянцевый кусок рекламы и не похожи на то, что приносят в реальности. Мне никогда не приходило в голову сравнивать Биг мак с какой-нибудь рекламной фотографией, потому что мне абсолютно понятно, что это – булка, это – мясо, плюс какие-нибудь ингредиенты. Но есть то, что в рекламе, невозможно, потому что это все нужно снять так, чтобы было удобно и соответствовало рекламным стандартам. Это и без меня сделают. А те рестораны, в которых я снимала, приносят в итоге гостям именно то, что изображено на фотографии и напечатано в меню. Я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы снимали какие-то вылизанные сосиски или какой-нибудь стейк, а в итоге клиенты получали что-то непохожее.
Тем не менее, есть такая тенденция, что рестораторы стали отказываться от услуг фуд-фотографов, а тем более фуд-стилистов, в пользу словесных описаний. Может, по каким-то причинам своей несостоятельности или в плане невыдержанности некоторого качества.
Есть и другие моменты. Многие знакомые мне люди, когда им представляют меня как фуд-фотографа, перво-наперво спрашивают: «Это правда, что вы мажете салат клеем ПВА, мясо – гуталином и лаком для волос?» Меня это шокирует, потому что я понимаю, что материала на эту тему много, особенно в интернете, но никто не понимает, не разделяет каких-то вещей в этой профессии.

Наталья Лисовская фуд фотограф фотожурнал в кадре

Для каких сфер бизнеса тебе уже доводилось снимать еду?
Я в основном снимаю для ресторанов, поварских портфолио и для фотобанков. Случаются съемки и для журналов.

Какое оборудование ты используешь?
Я снимаю с применением технологии Live View – это когда можно выводить изображение в реальном времени на экран ноутбука. Это помогает повысить КПД съемки, можно сделать меньше дублей, менять что-то в кадре, вовремя заметить недостатки, и не на маленьком экранчике фотоаппарата, а во время превью на мониторе ноутбука. Плюс это позволяет контролировать качество и резкость именно в той точке, которую я выбрала, а не в случайно выбранных точках. Я практикую работу с этой технологией уже более двух лет и всем рекомендую. Каждый раз удивляюсь, когда путают Live View со съемкой в компьютер. Иногда, когда я пишу какие-то заметки, статьи о каких-то новых функциях в программе, которые я использую или что нового я обнаружила, что можно делать при помощи Live View, люди узнав, что я использую не Lightroom или Capture, спрашивают: «Почему ты не снимаешь в LightRoom? Ты, наверное, в нем только обрабатываешь?» Я, с открытыми глазами лезу в Lightroom , перекапываю всю информацию, перевожу Help.

Люди считают, что Live View – это когда делаешь кадр, и он отображается на экране. Но все наоборот. Мы видим, что происходит в том месте, где будет кадр, а потом, когда все готово, мы делаем снимок, чтобы зафиксировать то, что получилось.
Помимо использования технологии Live View, я считаю, что нужно использовать студийный импульсный свет именно для съемки еды. Я знаю всего одну коллегу, фуд-фотографа, которая гениально снимает со светом из окна. Но я не смогла это повторить с ровным качеством за световой день. Иногда бывает пасмурно, иногда солнечно, иногда это вообще переменная облачность. Да и помещения могут быть без окон.
Поэтому я использую импульсный свет, с которым не расстаюсь с тех пор, как закончила последнюю фотошколу.
Честно говоря, затрудняюсь спрогнозировать, смогу ли я его на что-то поменять. Я пробовала и галоген, но очень быстро от него отказалась. Очень желтый и очень жаркий. Также пыталась перейти на постоянный свет от энергосберегающих ламп накаливания. Но попробовав, отказалась.

Продвигаешь ли ты себя каким-нибудь способом?

Нет. Пожалуй, за все время, что я фотографирую, я никогда не давала объявлений, не просила за меня замолвить словечко. Это если не считать «сарафанное радио».

А в Livejournal?

Для меня это всегда было просто как некая личная площадка, где я могу выразить свои мысли, переживания когда что-то не получается или задать аудитории какой-то вопрос, узнать, как бы это сделали они. Или же выложить кучу каких-то накопившихся знаний, тех же статей. В качестве площадки для продвижения я никогда его не рассматривала, хотя у меня было несколько очень крупных заказов, которые пришли ко мне именно через людей, которые читают мой журнал. Но я не публикую там какие-то материалы с определенной регулярностью, чтобы поддерживать его на волне интереса. Если у меня есть некая потребность в фидбеке – я вешаю туда фотографию. Могу написать какой-то рецепт. Или же я нахожу что-то новое и хочется этим поделиться.
Меня всегда оскорбляет, когда совершенно посторонние люди пишут там что-то обидное и оскорбляют даже людей, которые читают блог. Таких людей я сразу ставлю в угол и ставлю на них маленький хорошенький крестик.

Наталья Лисовская фотожурнал в кадре

Какой совет ты можешь дать начинающим фуд-стилистам и фуд-фотографам?

В последнее время меня часто об этом спрашивают, особенно большой поток хочет получить совет с сайта 500px. Причем меня удивляет то, что часто это какие-то англоговорящие люди. В основном из Соединенных Штатов, меньше из Европы.
Не пытаясь покопаться, поискать информацию самостоятельно, люди тут же в лоб спрашивают меня, какую технику я использую, как я добилась того или иного света на той или иной фотографии, с какой экспозицией я снимала, какой совет я могу им дать и не согласилась бы я стать их гуру по фоточасти и постоянно консультировать. И начинают засыпать меня по почте какими-то тупыми вопросами, например, что такое диафрагма и пр. Я просто не знаю, куда мне деваться – просто игнорировать или что-то ответить, но понимаю, что это скорей всего привлечет какой-то еще один шквал тупых вопросов. Тем не менее, совет для большинства такой: на первых порах можно копировать других людей, но не больше, чем просто композицию. Но в любом случае нужно развить некоторое чувство собственной композиции, поскольку фотография – это чаще всего как диагноз, т.е. по цвету, расположению и форме предметов, которые стоят в кадре, можно очень часто сказать, что чувствует человек, который это снимает. Нужно вкладывать больше своего. Чем больше своего ты вкладываешь, тем ярче будут твои работы. Не бывает двух одинаковых людей и так же нельзя одинаково передать какое-то свое внутреннее я. Поэтому нужно больше своего. Помнится мне, я не сразу это поняла. Хотя и слышала эту мысль от разных коллег на протяжении нескольких лет, но окончательно вынесла ее, наверное, с мастер-класса Леши Никишина, который говорил следующее: «Я снимаю так, как чувствую, а фотоаппарат – это лишь некое средство для передачи того, что я чувствую».

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!!!

Комментариев пока нет